Через ткачество - к развитию интеллекта!
Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая составляющая культуры народа. Основанное на глубоких художественных традициях, оно органично присутствует в жизни человека, формирует его духовный мир. Произведения народных мастеров всегда отражали эстетические представления об окружающем мире и нравственности народа, красоте и гармонии, царящей в природе.
Всем хорошо известны разновидности белорусского декоративно-прикладного искусства – это гончарство, ковальство, резьба по дереву, соломоплетение, вышивка, ткачество и т. д.
Ткачество — одно из разновидностей декоративно-прикладного искусства. Оно является малоразработанным видом деятельности применительно к работе с детьми старшего дошкольного возраста. Вместе с тем именно ткачество, в частности ручное, относится к числу наиболее творческих, многовариантных видов современного искусства, доступных детям уже в дошкольном возрасте.
Проблема обучения старших дошкольников ручному ткачеству достаточно актуальна, поскольку привлечение подрастающего поколения к истокам самобытного творчества формирует их национальное самосознание, а ткачество можно рассматривать как важное средство развития многих художественно-творческих способностей детей. Прежде всего оно оказывает влияние на развитие у ребенка эстетических чувств, художественного вкуса, воображения и креативных способностей. Кроме того, ручное ткачество способствует формированию таких качеств личности, как трудолюбие, умение воспринимать и воспроизводить задачи вербального и наглядного характера, усидчивость. В процессе ткачества у дошкольников развивается зрительная память, а также мелкая моторика кисти руки, что обеспечивает им дальнейшее успешное обучение письму в школе.
"Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли... Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
В.А. Сухомлинский
Через ткачество — к развитию интеллекта!
Плетение и ткачество — это способ приобщения к национальному искусству, развития у ребёнка творческих возможностей, произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма; способствует развитию координации движений, глазомера, формирует положительные межличностные отношения в процессе совместной и самостоятельной деятельности. При систематических занятиях под непосредственным руководством педагога дети овладевают традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, расширяя свои представления о средствах художественной выразительности, правилах построения композиции.
1. Калошина, Е.Е. Гобелен для дошкольников : основы ручного ткачества : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е. Е. Калошкина. –Минск : Зорны верасень, 2007. – 104 с.
2. Михневич, Т. Через ткачество – к развитию интеллекта / Т. Михневич // Пралеска. – 2016. – С. 58 – 62.