Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Новый тренд: электротранспорт для прогулок и передвижения

Дата: 21 сентября 2020 в 15:14, Обновлено 10 ноября 2020 в 04:35
281 просмотр

Гироскутеры различаются по размеру, форме и функциональному оснащению. Есть даже модели, которые можно использовать для передвижения по квартире. Другими словами, эти устройства уже всем нам, с большего, знакомы, и мы примерно представляем, для чего они нужны.

В самых разных обзорах нас уверяют, что это прекрасный вариант для передвижения по городу, но даже на первый взгляд такая возможность в большинстве случаев не кажется приемлемой. Передвигаться на гироскутере по тротуару в толпе прохожих не особенно удобно и не всегда безопасно. Во многих странах это вообще запрещено законом. Вот и возникает, в общем-то, правильное ощущение, что гироскутеры хороши, скорее, для развлечения. На деле их практичность весьма ограничена.

Но что делать, когда передвижение в автомобиле или общественном транспорте перестаёт казаться лучшей перспективой? Велосипед, к сожалению, подходит не всегда, поскольку летом после длительной велосипедной прогулки необходимо принимать душ, а на работе это нечастая роскошь. Есть ли ещё варианты?

Безусловно. Есть и другие устройства, по удобству и функциональности даже превосходящие гироскутеры. Несмотря на относительную новизну персонального электротранспорта, альтернатив действительно немало.

Давайте для начала коротко перечислим уже существующие разновидности персональных передвижных устройств.

А теперь поговорим о каждом пункте более подробно.

Каким бывает гиротранспорт?

Гиротранспортом называют все устройства, в которых используются гироскопические системы контроля (системы отслеживания наклона).

  • Гироскутер – чаще всего имеет форму поперечной планки с двумя колёсами по бокам. Колёса приводятся в движение электродвигателями, питаемыми от аккумуляторов. Другие возможные названия этой техники – гироцикл, гироборд, минисигвей, смартвей и смартсигвей. В Великобритании прижилось название ховерборд.
  • Сигвей – от гироскутера отличается тем, что дополнительно имеет вертикальную рулевую мачту с элементами управления, а поворот осуществляется не за счёт наклона стоп, а за счёт ручного усилия.
  • Моноколесо – это самобалансирующееся устройство с одним колесом и расположенными по обе стороны от него подножками. Иногда такие транспортные средства называют моноциклами. Приведение в движение и повороты регулируются исключительно наклоном тела.
  • Гироскейт – устройство отчасти напоминающее классический скейт. Почти всегда это одноколёсный или с двойным колесом электроскейтборд с гироскопом.

Основные минусы гироскопических устройств в том, что они не позволяют преодолеть большое расстояние без дополнительной подзарядки и предназначены в большинстве случаев для передвижения по тротуарам и асфальтированным дорожкам. Для загородных прогулок и путешествий на большие расстояния лучше использовать другие разновидности электротранспорта.

Электровелосипеды: езда для ленивых

По сути, те же велосипеды, но с одним существенным дополнением – в систему добавлен электрический привод, питающийся от аккумуляторов. Таким образом, приводить в движение такую «машину» можно классическим способом (крутить педали) или доверить всю работу электромотору, спокойно наслаждаясь свежим ветром и бегущими мимо пейзажами.

Вообще, с учётом современного технического прогресса добавление электропривода велосипеду было решением предсказуемым и ожидаемым. Попытки создать нечто похожее предпринимались и в прошлом, но серьёзного успеха из-за отсутствия достаточно мощных аккумуляторов не возымели.

Электровелосипед Polaris PBK 2001SL

Электровелосипед Polaris 2001SL

Относительно удачные модели стали появляться лишь в 90-ые годы двадцатого века. Серийное производство росло, и к 2007 году в одном лишь Китае ежегодное производство такой техники достигло 17 миллионов штук. Известно, что Поднебесная – это страна велосипедов, неудивительно, что именно китайские производители до сих пор удерживают лидерство в производстве этого транспорта.

Каков принцип работы электровелосипеда?

Начнём с того, что за счёт добавления аккумуляторов, двигателя, контролеров и соответствующей электрики общая масса в среднем несколько выросла. Вес, в зависимости от модели, может составлять от 14 до 50 килограммов. Однако это с лихвой компенсируется способностью двигателя помогать человеку в передвижении.

Вариантов управления приводом может быть два:

  • Режим pedal-assist – в этом случае мотор лишь помогает вращать педали, то есть просто снижает нагрузку на ноги во время движения. В велосипедах только с типом привода pedal-assist обычно предусмотрена регулировка мощности. Другими словами, можно увеличивать или уменьшать силу «помощи» мотора в зависимости от ситуации. Если велосипед поддерживает два режима, то педальный привод чаще всего ограничен лишь одним уровнем мощности.
  • Режим power-on-demand – напоминает управление мотоциклом. Вращать педали при этом не нужно, достаточно контролировать направление движения поворотами руля. Если конструкцией предусмотрен только такой вариант, то педали могут отсутствовать в принципе.

Важно отметить, что наличие или отсутствие того или иного режима прямо зависит от модели. Есть электровелосипеды, где используется только первый, только второй или оба приводных режима.

Электровелосипед Polaris PBK 2007S

Электровелосипед Polaris 2007S

Какова максимальная скорость электровелосипеда?

Тут всё зависит от мощности электродвигателя. Есть модели, максимальная скорость которых может составлять до 50 км/ч. Это с условием того, что общая потребляемая мощность их батарей составляет от 500 до 1000 Вт, но такая высокая скорость редко нужна. Абсолютное большинство электрических велосипедов имеют скоростной предел в 30-40 км/ч. Подростковые, как правило, неспособны развивать скорость выше 30 км/ч.

Каков максимальный запас хода электровелосипеда?

Максимальное расстояние, которое способен преодолеть электрический велосипед на одном заряде зависит в первую очередь от типа и ёмкости установленных на нём аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать какой приводной режим используется, характер местности, среднюю скорость, вес велосипедиста и даже направление ветра.

Производители в характеристиках всегда указывают максимальное расстояние с учётом идеальных условий, таких, при которых батареи разряжаются медленнее всего. Реальное значение всегда оказывается ниже.

В среднем, батарея с ёмкостью 10 Ач позволяет проехать на одном заряде гарантированно около 16 километров. Что касается самих батарей, то они бывают разными, как по цене, так и по максимальному количеству циклов заряда-разряда. Качество и долговечность аккумулятора прямо зависит от его типа.

Электровелосипед Polaris PBK 1601

Электровелосипед Polaris 1601

Типы аккумуляторов

  • SLA (свинцово-кислотные) – довольно дешёвые, но тяжёлые и не самые долговечные. Максимальное количество циклов заряда-разряда редко превышает 250. Почти на 2 года с учётом того, что у нас есть примерно 180 тёплых и относительно тёплых дней, когда мы можем пользоваться велосипедом.
  • NiMH (никельсодержащие) - дороже свинцовых, но легче и долговечнее. Количество циклов зарядов-разрядов может достигать 400-600. Не устанавливаются на дешёвых серийных моделях.

Батареи на основе лития (Li) также используются в велосипедах и различаются в зависимости от типа электролита, составляющего пару лёгкому щелочному металлу.

  • LiCoO2 (кобальтат лития) – 300-800 циклов заряда–разряда (примерно на 3 года). Безопасная температура эксплуатации от 10 до 50 градусов.
  • LiMn2O4 (литий-марганцевые) – 500-1000 циклов заряда–разряда (примерно на 4 года). Оптимальная температура эксплуатации от 10 до 60 градусов.
  • Li(NiCoMn)O2 (литий-кобальт-марганцевые) – 1000-1500 циклов. Оптимальная температура эксплуатации от 10 до 65 градусов.
  • LiFePO4 (литий-фосфатные) – 2000-3000 циклов заряда–разряда при условии эксплуатации в температурном диапазоне от 20(!) до 70 градусов. Используются в профессиональной технике и спортивных моделях. Во всех отношениях лучший выбор для интенсивного использования.
  • Li-pol (литий-полимерные) – стоят особняком в силу своей конструкции. В них в качестве электролита выступает пластиковая плёнка, не пропускающая электрический ток, но допускающая обмен ионами. Более простая конструкция существенно уменьшает размер и общую стоимость, но количество циклов заряда-разряда редко превышает 1000.

Перечисленные типы батарейных аккумуляторов актуальны не только для велосипедов, но и других разновидностей персонального электротранспорта, о которых речь пойдёт дальше. Как правило, чем выше срок службы, тем выше и цена. Все аккумуляторы литиевой группы очень капризны к условиям зарядки и требуют только оригинальных заряжающих устройств. Кроме того все они со временем подвержены деградации, влияющей на технические характеристики батареи.

По всем остальным характеристикам электровелосипеды сравнимы со своими механическими собратьями. Есть, однако, один важный нюанс, который стоит учитывать при покупке такого транспорта. В Беларуси согласно правилам дорожного движения электрические велосипеды приравнены к мопедам. Для управления этой техникой необходимо быть старше 16 лет и получить права категории AM (мопеды). Управление мопедом, скутером или электровелосипедом позволено также обладателям всех остальных категорий водительских прав.

Выбрать электровелосипед

Электросамокаты

В прошлом самокаты почти всегда воспринимались как детская игрушка и долгое время вообще не рассматривались как практичное средство передвижения. С появлением аккумуляторов с большой ёмкостью механические модели стали дополняться электродвигателями и получили новое применение. Современные электросамокаты выпускаются как для детей, так и для взрослых. Наибольшее распространение они получили в странах Юго-Восточной Азии, где персональный электротранспорт пользуется большим спросом.

У нас взрослого человека на самокате пока ещё можно встретить не часто, но возможно скоро ситуация поменяется. Главными преимуществами такого средства передвижения являются небольшие габариты и возможность комфортно преодолевать большие расстояния.

Электросамокат Polaris PES 0508

Электросамокат Polaris 0508

Диапазон основных параметров электросамокатов

  • Вес – от 6 до 60 кг
  • Время полной зарядки батареи – от 2 ч
  • Мощность двигателя – от 100 до 5400 Вт
  • Диаметр колёс – от 3 до 26 дюймов

Технические характеристики и габариты прямо зависят от возрастной группы, на которую рассчитан электросамокат.

  • Детские модели имеют небольшие габариты, невысокую максимальную скорость (до 10 км/ч) и почти всегда регулируемый по высоте руль.
  • В подростковых большое внимание уделяется дизайну и скоростным характеристикам.
  • Электросамокаты для взрослых могут иметь самую разную конструкцию в зависимости от назначения. Для катания по городу упор делается на мощность и скорость, для передвижения по пересечённой местности на устойчивость и проходимость (большой диаметр колёс, пневматические шины и т.д.).

Возрастной группой и назначением также определяется максимальный запас хода и предельная скорость.

Какова максимальная скорость электросамоката?

Скоростные характеристики прямо зависят от мощности установленного двигателя или мотор-колеса. Для детских моделей с мощностью 90-120 Вт характерна скорость 8-15 км/ч. Подростковые (350-500 Вт) способны разгоняться до 30 км/ч. Для электросамокатов из взрослой возрастной группы (от 500 Вт) максимальный предел чаще всего устанавливается на уровне в 40 км/ч, но есть модели с мощностью от 1000 Вт, способные разгоняться до 50 км/ч.

Поскольку электросамокат – это довольно компактное средство передвижения, очень высокие скорости ему просто ни к чему. Для взрослых скорость до 30 км/ч считается относительно безопасной. Всё, что выше, неизбежно требует специального снаряжения.

Электросамокат Polaris PES 0808

Электросамокат Polaris 0808

Нужны ли водительские права для управления электросамокатом? Вопрос, на который однозначного ответа нет. Транспортные средства с мощностью двигателя менее 250 Вт не попадают под категорию мопедов, так что штраф за нарушение правил дорожного движения вашему ребёнку в любом случае не грозит.

Электросамокаты с более мощным двигателем теоретически попадают под категорию, требующую водительских прав, но чёткого регламента по поводу этого транспортного средства в правилах дорожного движения нет.

В обычных обстоятельствах претензий к водителю со стороны сотрудников ГАИ наверняка не возникнет, но в случае разбирательства отсутствие прав категории АМ (мопеды) может повлечь за собой штраф.

Каков максимальный запас хода электросамоката?

Максимальное расстояние, которое способен пройти электросамокат на одном заряде, будет в первую очередь зависеть от ёмкости и типа аккумулятора.

Иногда производители указывают максимальное расстояние в описании к модели, но нужно помнить, что значение высчитывается для идеальных условий. Также как и для электровелосипеда, здесь значение имеет нагрузка (вес водителя), характер местности, скорость и температура. При температурах ниже 18 градусов аккумуляторы разряжаются быстрее. Движение на максимально допустимой скорости также быстрее истощает заряд. Потери в неблагоприятных условиях могут составить до 50%.

Электросамокат Polaris PES 0810L

Электросамокат Polaris 0810L

Чтобы примерно посчитать запас хода, необходимо знать ёмкость батареи (Ач). Чем больше ёмкость, тем большее расстояние сможет пройти электросамокат. Литий-ионного аккумулятора на 10 Ач (10.000 мАч) в идеале хватает на 30-35 километров.

Свинцово-кислотные батареи до сих пор иногда используются, как альтернатива литий-ионным. Чаще всего они устанавливаются либо на детские модели, либо на тяжёлые внедорожные электросамокаты. Они дешевле, но и срок службы у них значительно ниже.

Выбрать электросамокат

Электроскейты (электроборды)

Классические скейты (без электропривода) совмещают в себе 2 функции: на них можно исполнять трюки и передвигаться на манер самоката, отталкиваясь одной ногой. Как известно, классические скейты редко используют как средство передвижения, поскольку это не самый удобный транспорт.

С электроскейтами всё несколько иначе. Выполнять на них трюки не очень-то удобно, поскольку расположенный под декой электродвигатель уязвим для ударов и существенно утяжеляет конструкцию. Таким образом, электроскейт – это намного больше персональный электротранспорт, чем доска для трюков. Возможно, специальные электромодели для экстрима и существуют, но в большинстве случаев в интернет-магазинах продаются прогулочные электроскейты.

Ещё одно важное отличие электрических моделей от механических – это наличие тормоза. Скорость можно контролировать как за счёт собственных усилий, так и с помощью пульта дистанционного управления, который удерживается в руках в момент движения (есть в комплекте почти всех моделей).

Можно ли использовать такой транспорт для путешествий и поездок на работу? Лучшие дороги для электроскейта – это велосипедные треки и безлюдные тротуары. Рассчитывать комфортный маршрут необходимо с учётом наличия качественного покрытия на пути следования. В большом городе это вполне возможно. Ну, и необходимо помнить, что пользоваться электроскейтом лучше всего при температуре выше 18 градусов.

Электроскейт El-Sport К-4 (E3)

Электроскейт El-Sport К-4 (E3)

Разновидности электроскейтов

Электроскейты различаются по возрастным группам, грузоподъёмности и назначению.

  • Детские борды – как правило, имеют мощность мотора до 150 Вт и невысокие скоростные характеристики (до 10 км/ч).
  • Модели для взрослых – имеют больший вес, оснащаются двигателями с мощностью до 400 Вт и способны развивать скорость до 40 км/ч.

Электроскейты для взрослых, в свою очередь, могут быть рассчитаны на разные весовые категории:

  • Лёгкие – до 85 кг
  • Средние – до 100 кг
  • Тяжёлые – до 135 кг

Чем выше весовая категория, тем большими будут габариты и вес самого скейта. Масса, к тому же, прямо зависит от назначения.

  • Городские (прогулочные) – предназначены исключительно для движения по ровному асфальтированному покрытию. У таких электроскейтов узкие колёса с небольшим диаметром, малый вес и не самый мощный двигатель. Иногда они дополняются Bluetooth-динамиками, подсветкой, USB-портом с возможностью подзаряжать мобильные устройства от аккумулятора скейта и другими дополнениями.
  • Внедорожные – в отличие от прогулочных аналогов имеют широкие колёса с большим диаметром и часто с пневматическими шинами, больший вес и довольно мощный двигатель, позволяющий без особенных проблем передвигаться по песку и грунту.

Какова максимальная скорость электроскейта?

Максимальная скорость электроскейта, также и как у электросамокатов, гироскутеров и электровелосипедов прямо зависит от мощности двигателя. Модели с мощностью около 900 Вт способны развивать скорость до 40 км/ч, но в такой скорости редко возникает необходимость. Даже городские прогулочные электроскейты обычно имеют ограничение в 30 км/ч. Это относительно безопасный предел, но даже при таких скоростях в любом случае требуется дополнительное снаряжение: налокотники, наколенники и защита запястий.

Детские электроскейты, как мы уже выяснили, редко имеют двигатель с мощностью более 150 Вт и максимальную скорость более 10 км/ч.

Электроскейт LITE LS-900

Электроскейт LITE LS-900

Каков максимальный запах хода электроскейта?

Зависит, опять же, от ёмкости и типа батареи. В электроскейтах чаще всего используются литий-ионные аккумуляторы, как наиболее оптимальные. Чаще всего у «взрослых» моделей полного заряда батарей хватает на 20-25 километров, но лучшие образцы этой техники способны в идеале преодолевать до 40 километров без дополнительной зарядки.

Запас хода почти всегда указывается в характеристиках, но нужно помнить, что значение указывается с расчётом на идеальные условия. Максимально возможное расстояние будет прямо зависеть от характера местности, веса пользователя, температуры воздуха, скорости и других самых разных факторов, влияющих на динамику истощения батареи.

Литий-ионные батареи для электроскейтов также подвержены деградации со временем. При интенсивной эксплуатации запас хода на одном заряде у них постепенно снижается.

Электроскутеры

Скутер, пожалуй, самый популярный и самый практичный тип электротранспорта. На нём можно без проблем передвигаться по городским дорогам без оглядки на выбор маршрута. Его безусловное преимущество перед мопедами и бензиновыми моделями – высокая экономичность. На одном заряде батареи вполне реально пересечь даже большой город из одного конца в другой, а экономичность остаётся вне всякой конкуренции.

Кроме того, производители всегда уделяют особое внимание дизайну и внешнему виду, поскольку электроскутеры позиционируются как городской транспорт. Эта техника создаётся как возможная альтернатива легковому автомобилю, а в каталогах ведущих производителей можно встретить даже электроскутеры для девушек.

К слову, разнообразие вариантов очень велико. Есть лёгкие и быстроходные модели для одиночного путешествия, есть полноценные скутеры для двух человек, есть транспорт, позволяющий комфортно передвигаться по грунтовым дорогам и пересечённой местности. Подобрать модель можно почти под любые запросы в разумных пределах.

Основным производителем этой техники остаётся Китай. Именно там разрабатывается и выпускается почти 90% всех представленных на рынке вариантов. К сожалению, за малознакомыми названиями китайских компаний, предлагающих свою продукцию, не всегда легко распознать надёжного производителя. Если доверия азиатской технике нет, всегда можно выбрать что-нибудь из линейки Bosch или другого европейской торговой марки.

В том, что касается дизайна, какие-либо советы давать будет излишне. Обращать внимание при выборе необходимо в первую очередь на тип и ёмкость батареи, мощность двигателя, форму и диаметр колёс.

Электроскутер Ecobahn SH-11 (1000W)

Электроскутер Ecobahn SH-11 (1000W)

Номинальная мощность и максимальная скорость электроскутера

Скоростные возможности электроскутера прямо зависят от мощности двигателя. Полноценный двухместный скутер должен иметь мотор-колесо с мощностью не менее 350 Ватт. Такие модели вполне способны развивать скорость до 30 км/ч на равнинных дорогах с хорошим качеством покрытия.

Для горной местности, впрочем, 350 Ватт будет маловато. Крутые подъёмы и затяжные серпантины вряд ли будут под силу такой технике. Для сложных условий нужны моторы с уровнем в 500-600 Ватт. На ровной дороге мотор-колесо с такой номинальной мощностью может разгонять скутер до 35-40 км/ч.

Ещё один общепринятый уровень мощности – это 800 Вт. Этого более чем достаточно для обеспечения максимальной нагрузки и длительных заездов на крутые подъёмы. Разгоняются скутеры с мощным двигателем до 40-45 км/ч. В большей скорости чаще всего нет необходимости.

Уровнем 800 Ватт ограничивается массовое производство электроскутеров в Китае. Есть модели и с более высоким порогом мощности, но единственное их преимущество – более высокая максимальная скорость. К тому же, энергии они расходуют больше, а значит, сокращается расстояние, которое способна пройти техника без подзарядки. Для комфортного передвижения по городским дорогам вполне достаточно 350-800 Вт.

Электроскутер Wellness Trike 1000w

Электроскутер Wellness Trike 1000w

Максимальный запас хода электроскутера

Расстояние, которое может проехать электроскутер обычно указывается в характеристиках, но, к сожалению, далеко не всегда эта информация соответствует действительности. Иногда производители указывают параметры, исходя из идеальных условий использования, что редко согласуется с реальным положением вещей.

По-хорошему, зная ёмкость батареи (Ah) и её номинальное напряжение (V), запас энергии можно рассчитать самостоятельно. Для этого достаточно перемножить оба параметра и получится значение соответствующее количеству ватт часов. Так батарея с напряжением 24 вольта и ёмкостью 12 Ah будет иметь запас в 288 ватт часов (W).

Если говорить об усреднённых показателях, то, как правило, большинство скутеров комплектуются свинцово-кислотными батареями. Их заряда обычно хватает на 60-80 километров. Литий-ионные батареи в большинстве случаев могут обеспечить запас хода от 100 до 150 километров. В лучших дорогих моделях используются аккумуляторы, позволяющие проехать до 200 километров на одном заряде.

Нужны ли права для управления электроскутером?

Да, нужны практически во всех случаях. В Беларуси электроскутеры приравниваются к мопедам и требуют прав категории AM. Права любой другой категории также дают право на управление электроскутером. Пользоваться этим персональным электротранспортом можно по достижению 16-летнего возраста.

Заключение

Персональный электротранспорт – это относительно новый тренд. Ещё пару лет назад те же гироскутеры были для нас в новинку, а сейчас гироскопические устройства самых разных мастей продаются почти во всех интернет-магазинах.

И если электроскейты и электросамокаты довольно специфическое средство передвижения, то, например, велосипеды с электрическим приводом очень скоро станут никак не менее популярны, чем их предшественники с обычным педальным приводом. Что касается электроскутеров, то с очень большой вероятностью в ближайшее время они вытеснят мопеды и скутеры с двигателями внутреннего сгорания. Во всяком случае, всё к этому идёт.

Технологии с каждым годом совершенствуются, качество аккумуляторных батарей растёт. Со временем электрика станет ещё более компактной и мощной, а цены доступнее. Уже сейчас приобрести гироскутер или электровелосипед не составляет никаких проблем. Выбор электроскутеров ещё пока ограничен, но подобрать относительно недорогой вариант для передвижений по городу тоже не составляет никаких трудностей.

Источник 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.