Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Дата: 6 апреля 2020 в 14:35, Обновлено 26 апреля 2021 в 12:25
1 203 просмотра

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в нашем обществе. Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой – государство, допускающее насилие, которое воспринимается как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью. Терпимость общества ко всякому роду насилия – это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества.

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. Домашние тираны и деспоты – это принадлежность любых классов и сословий, они есть среди людей с самым разным уровнем образования и любой национальности.

Безусловно, причины макросоциального характера, т.е. кризисные явления в социально-экономической сфере непосредственно влияют на семью и ее микроклимат. Падение жизненного уровня и качества жизни у многих семей приводят к стрессам, общественной изоляции, алкоголизму и наркомании, а также изначальной подверженности насилию, особенно в отношении детей. Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и в их отношении к детям.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости подростков к посторонним людям, в их стремлении к разрушительным действиям. А объяснение этому простое: жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. В других случаях дети, пытаясь как-то приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, вынуждены искать неадекватные средства самозащиты. Наиболее распространенные из них – ложь, хитрость, лицемерие, которые в дальнейшем становятся устойчивыми чертами детского характера.

Длительное воздействие неблагоприятной семейной обстановки на ребенка приводит к формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении. Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему.

Проблема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день остается одной из самых актуальных для современного общества, так как насилие над ребенком создает ситуацию, «непригодную для его жизни», и формирует особую личностную структуру, характеризующуюся как диффузная самоидентичность, привязанность самооценок к оценкам других людей, способствует формированию чувства страха, неуверенности, отчужденности, деструктивных действий, направленных против себя и других, и в конечном итоге, приостанавливает психическое развитие ребенка, наносит непоправимый вред его личности и обществу в целом.

2. ПОНЯТИЯ «НАСИЛИЕ» И «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ»

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

Насилие – это действие, посредством которого добиваются неограниченной власти над человеком, полного контроля поведения, мыслей, чувств другого человека. Способами достижения подобной власти и контроля являются унижение, оскорбление, угрозы, запугивание, манипуляции, шантаж, угроза физического воздействия, чрезмерное ограничение, а также использование физического, психологического и экономического насилия.

Насилие в семье – это умышленное нанесение физического и/или психологического ущерба и страдания членам семьи, включая угрозы совершения таких актов, как принуждение, лишение личной свободы и др.

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. В психологии же чаще применяются такие синонимы «жестокости», как «деспотизм» и «агрессия», и в этом контексте «жестокость» трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.

В целях устранения возникающих противоречий по данному вопросу ниже приводятся различные подходы к определению видов насилия и жестокого обращения.

С юридической точки зрения выделяют:

1. Физическое насилие заключается в воздействии на телесную неприкосновенность несовершеннолетнего (лишение свободы, связывание, сильные шлепки, удары и другие способы причинения физической боли), то есть это насилие, которое не повлекло за собой расстройство здоровья. Очень часто физическое насилие применительно по социальной сущности является физическим наказанием (порка ремнем и иными предметами, таскание за уши и т. п.). Максимальным объемом физического насилия  являются побои.

2. Психическое насилие – заключается в угрозе причинения вреда потерпевшему. Психическое насилие подразделяется на угрозу применения насилия и на иные угрозы. Угроза применения насилия означает запугивание потерпевшего применением физической силы (словами, жестами, демонстрацией оружия и предметов, используемых в качестве оружия и т. д.). То есть, это любая реальная угроза причинения физической боли, нанесения побоев, лишения свободы, запугивание совершением действий, существенно нарушающих права несовершеннолетних на заботу и воспитание (например, угроза выгнать ребенка из дома).

3. Грубое и пренебрежительное обращение с несовершеннолетним. Грубое обращение – это мучение несовершеннолетнего потерпевшего. Пренебрежительное обращение заключается в воспрепятствовании реализации ребенком интересов на социальную заботу и воспитание (например, воспрепятствование в обучении, оказании медицинской помощи и т. п.).

Вместе с тем, необходимо отметить, что наряду с физическим и психическим насилием, жестокое обращение очень часто сопровождается унижением человеческого достоинства несовершеннолетнего.

4.      Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или для достижения корыстных целей.

5.      Моральное насилие или жестокость (пренебрежение нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

6.      Эмоциональное (психическое) насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Приведенный выше перечень видов насилия над ребенком в последнее время пополнился еще одним видом - экономическое насилие.

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;

взрослыми растрачиваются семейные деньги;

ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Кроме того, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять:

а) доведение до самоубийства (хотя, это является следствием насилия),

б) торговлю детьми.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

К наиболее типичным причинам насилия над детьми можно отнести:

многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: «За одного битого двух небитых дают», «Больше тумаков – меньше дураков» и др.

пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, пик которого, по мнению социологов, приходился на 1994–1996 годы и не пошел на спад в дальнейшем.

низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.

вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.

Психиатрическая, медицинская теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации.

4. ФАКТОРЫ РИСКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ

1.Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения

В результате многочисленных исследований специалистов в области семейной психологии были определены факторы и условия, которые способствуют жестокому обращению с детьми.

Семья родителя-одиночки, а также многодетность семьи. В неполной семье больше предпосылок для переживания стресса, чем в обычной семье (более тяжелое материальное положение, дефицит свободного времени у родителя, приоритетное внимание одному ребенку в ущерб другим и т. д.). Осложняющим фактором является нестабильность семьи, когда мать часто меняет сожителей, что существенно затрудняет формирование семейной системы. Во-первых, отношения между детьми и сожителем складываются по-разному и часто неопределенны; во-вторых, они отличаются непостоянством, что во многом обусловлено статусом нового члена семьи — «калиф на час».

Отчим в семье или приемные родители (риск сексуального насилия над девочкой увеличивается в семьях с отчимом).

Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи. Исследованиями подтверждается, что родители, применяющие насилие при разрешении конфликтов между собой, склонны использовать его с целью подчинения и по отношению к детям. Женщины, испытывающие насилие от мужа, достоверно чаще проявляют его к своим детям. В семьях с неравномерным распределением власти между родителями — при доминирующей гиперпротекции — применение насилия над детьми наиболее вероятно. Также семьи с размытыми, неопределенными семейными ролями и функциями, с двойственным типом воспитания, когда к детям применяются непоследовательные и противоречивые требования, имеют высокий риск применения насилия к ребенку. Семьи, в которых проявляют насилие к детям, отличают недостаточные и нарушенные эмоциональные связи и коммуникация между членами семьи, как следствие этого — несформированная и неэффективная психологическая поддержка, что соответствует низкому уровню семейной сплоченности.

Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки и пр.). Характер получаемой эмоциональной поддержки влияет на психологическое благополучие матери и в конечном итоге — на ее отношения с детьми. Брошенная или неудовлетворенная отношениями с мужем женщина с высокой степенью вероятности не сможет проявить нежность и установить близость со своим ребенком. В то же время ревнивые отцы могут воспринимать ребенка как соперника, вследствие чего они склонны эмоционально отвергать его и вступать в борьбу за любовь и привязанность матери, вместо того чтобы поддерживать и помогать ребенку.

Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности. Насилие для них — первичный и привычный способ разрешения социальных конфликтов. Родителей, страдавших в детстве от насилия, отличает низкая самооценка, социальная изолированность, переживание хронических повседневных стрессов, трудности при формировании близких отношений, особенно со своими детьми. Травматический опыт детства снижает их родительскую компетентность. Пережитая ими заброшенность, пренебрежение и отсутствие любви, иногда в сочетании с требованиями беспрекословного подчинения, сформировали недоверие к людям и собственному ребенку в частности. Очень часто они повторяют ту же модель поведения: суровые требования и наказания.

Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка. Если между родителем и ребенком не формируется привязанность, то растет риск насилия. Кроме того, в старшем возрасте у ребенка могут быть трудности в формировании самостоятельности и близких отношений, поскольку отсутствуют подходящие условия и образцы для приобретения основных навыков общения с людьми, усвоения действующих норм морали, развития умения решать проблемы, устанавливать эмоциональные связи.

2.Социально-экономические факторы риска насилия в семье

Низкий доход и постоянная нехватка денег вызывают напряженность, связанную с неудовлетворенностью основных потребностей членов семьи.

Безработица или временная работа, а также низкий трудовой статус (особенно у отцов). Работающие матери меньше склонны к насилию.

Многодетная семья. Большая семья требует больших эмоциональных и материальных затрат.

Молодые родители. Рождение первого ребенка, в сочетании с незрелостью личности родителей, низким уровнем образования и профессиональной подготовки ухудшает социально-экономические условия семьи.

Неполная семья. Наличие только одного родителя-кормильца значительно ухудшает материальное положение. Доход неполной семьи в два раза меньше полной.

Принадлежность к групповому меньшинству. Принадлежность к религиозной секте, проживание в узком кругу людей — деревне, маленьком городке, в сочетании с безработицей и низким уровнем образования приводят к социальной изоляции и ограничивают возможности поддержки и социального контроля.

Плохие квартирные условия, перенаселенность жилой площади приводит к дополнительной напряженности, которая может спровоцировать насилие.

Отсутствие социальной помощи, как от государства, так и от общественных организаций оставляет семью наедине со своими проблемами. Хронические стрессовые ситуации вызывают у родителя фрустрацию и беспомощность, влияя на психологический климат семьи. Поскольку ребенок зависим от родителя, то для него высок риск стать «козлом отпущения».

3.Факторы риска, обусловленные личностью родителя

Особенности личности родителя. Риск насилия возрастает, если родители обладают такими психологическими особенностями, как ригидность, доминирование, тревожность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.

Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты — наличие проблемы отрицается, чтобы не принимать помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину и т. д.

Психическое здоровье родителя. Выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др. проблемы.

Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаще всего характерен для молодых, умственно отсталых или психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как часто испытывает страх, что не справится с требованиями и не обладает необходимыми знаниями о развитии и воспитании ребенка. Боясь потерять контроль над ребенком, молодые родители часто используют авторитарный метод воспитания, а наказание рассматривают как способ коррекции поведения ребенка. Иногда это обусловлено незнанием других возможностей. Есть категория родителей, которые убеждены, что ребенок существует для удовлетворения их эмоциональных потребностей, что он должен быть послушным, чутким, ласковым, понятливым, не огорчать, любить и радовать их. Таким образом, ответственность за проблемы детства перекладывается на самого ребенка, роль взрослого в них отрицается.

4. Личность ребенка как фактор насилия

Ряд исследований выявил целый ряд свойств личности ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими проблемами в психическом и физическом развитии:

нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

с расстройствами и особенностями поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, в значительной степени внушаемый);

с привычками, «действующими на нервы родителям»; с низкими социальными навыками;

с особенностями внешности, с которыми родители никак не могут примириться, или ребенок «не того» пола;

дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

5.Социальные и культурные факторы риска применения насилия

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия:

отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний;

демонстрация насилия в средствах массовой информации;

нарушение права граждан на неприкосновенность частной жизни;

отсутствие эффективной превентивной политики государства;

недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы;

низкая правовая грамотность населения;

плохая осведомленность детей о своих правах.

Таким образом, насилие над ребенком следует рассматривать в социально-культурном и психологическом контексте, что следует учитывать при превенции, выявлении и вмешательстве. Необходимо помнить также и о том, что к насилию всегда ведет совокупность негативных факторов риска окружающей среды, семьи и личности.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ

Цели психологической помощи детям — жертвам насилия определяются исходя, прежде всего из особенностей этих детей. Оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают на личность ребенка разрушительное влияние. Они вырастают мнительными, ранимыми; у них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.

СтрахиДети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.

Внешние проявления поведенияДом, в котором прибегают к насилию, это пугающее, совершенно непредсказуемое место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.

Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием.

Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который испытывают дети, часто ведет к тому, что они расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Без полной информации и ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые) не могут адекватно реагировать на ситуацию.

Чувство «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Когда ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, но ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», он приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает его отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали.

Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.

Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Родители дают понять детям, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.

Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ними. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, обижаться, злиться и, одновременно, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

ПереживанияДети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», — чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое врёмя расставаться со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору от насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для детей старшего возраста.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что в будущем их не ждет ничего хорошего.

Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим отношением к себе и окружающим:

они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу;

они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного»; им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я». Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам;

у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.

Возрастные особенности детей, переживших насилие.

Психологические нарушения, характерные для фактора физического насилия, проявляются вскоре после начала физического насилия, независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.

У детей первых лет жизни (до 2 лет) прослеживается постоянный страх наказания родителей, а затем всех взрослых; тоскливое настроение с тихим нытьём, плаксивостью; настороженность в сочетании с противоположным знаком эмоциональности – кратковременной капризностью, активными реакциями протеста со злобностью и агрессивностью, отдельными нарушениями влечений. Отмечается наличие депривационных привычек – сосание пальцев, одеяла, одежды.

После 1,5-2 лет у детей обнаруживается динамика эмоциональных нарушений в сторону от реактивной субдепрессии к депрессии с дистимическим компонентом, в ряде случаев в сочетании с повышенной тревожностью. У них же начинают прослеживаться нарушения коммуникаций в виде парааутистических проявлений – элементы феномена тождества, безучастность к окружающему, монотонность поведения, индифферентность к ситуации одиночества, стереотипии в двигательных проявлениях. В тех и других расстройствах определяется полярность – безучастность к окружающему может сменяться активной злобностью и разрушительными тенденциями, необщительность – агрессивным взаимодействием не только с детьми, но и, например, с матерью, которая и была источником физического насилия.

У детей 4-5 лет с пролонгированным физическим насилием в семье выявляются: «двойственность» поведения – отмечается как бы примирение с фактом насилия, пассивное послушание, уступчивость перед ситуацией наказания. Одновременно у этих детей могут иметь место эпизоды расторможения влечений с агрессивными реакциями: вербальная агрессия; агрессивные игры; мучительство слабых детей, животных.

Агрессивные тенденции в поведении особенно отчётливо проявляются в возрасте 7-10 лет, в анамнезе которых фактор физического насилия отмечен на протяжении 4-5 лет и более, в первую очередь у тех, кто продолжает оставаться в ситуации физического насилия. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей.

В более старшем возрасте (10-12 лет) выявляется склонность к дромомании, пиромании, пачканью нечистотами, формируется жестокость с элементами мучительства.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НАСИЛЬНИКА

Насильник - это человек, который использует насилие для решения своих проблем и считает это нормой, либо это невоспитанный человек, не имеющий правильной социальной культуры. Это в лучшем случае. Либо психопат, в худшем. Он «нутром» чувствует человека, который воспринимает его демонстрации мнимой силы за крутизну. Найдя такую замечательную аудиторию, он и сам начинает верить в свою силу. Так он самоутверждается в собственных глазах: «Вот, мол, какой я крутой, замечательный, я все делаю правильно, я достоин уважения». Это очень сильная мотивация.

Признаки, по которым можно определить потенциального насильника на ранних стадиях знакомства:

начинает демонстрировать силу, когда к этому нет никаких оснований;

говорит о том, как он кого-то ударил, избил, сравнивает себя с известным героем-суперменом. При этом он будет оправдывать применение силы в любом контексте разговора;

без всяких поводов вновь и вновь говорит о проявлении силы, как о достоинстве и лучшем способе решения проблемы, восхищается людьми, которые так действуют.

Если родители его били, и он говорит об этом как о правильном поведении, то, скорее всего, он считает приемлемым решать свои проблемы с помощью насилия. То есть, здесь речь идет о неправильном воспитании и вполне возможно, что при воспитании своих детей он станет использовать эти же методы насилия над волей ребенка, в том числе, физическое насилие.

Психические отклонения можно заметить у потенциального насильника с раннего возраста. Допустим, младенец выкручивает маме пальцы. В какой-то момент, она говорит: «Больно». Тогда ребенок проверяет, правильно ли он понял, и старается выкручивать пальцы сильнее. Мама опять говорит: «Больно». Если ребенок продолжает, тогда мать тоже слегка выкручивает его ручку, чтобы он испытал болезненное ощущение, и при этом говорит: «И тебе больно». После этого он перестает выкручивать маме руку. Это нормальная реакция ребенка. А вот другой случай, мама говорит: «Больно», но ребенок продолжает выкручивать ей пальцы, даже после того, когда уже ясно понимает, что причиняет боль. Пройдет совсем немного времени, и он станет мучить животных и других детей. Вот тогда уже надо будет срочно показывать его психологу, причем, клиническому психологу или врачу.

Насилие – это причинение кому-либо боли при осознании, что другому больно. Поэтому самый первый признак развития в ребенке черт насильника – это, если он причиняет другим боль, хотя ясно понимает, что делает им больно, но это его не останавливает.

Особенности личности насильника

В роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам, насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника.

Анализируя случаи домашнего насилия, можно отметить, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

не являются биологически родными для ребенка;

часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;

в детстве сами пережили насилие;

обладают низким уровнем культуры и образования, а также низким социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;

воспитывают ребенка без супруга (и);

относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;

склонны к злоупотреблению алкоголем, либо приобщились к наркотикам;

обременены большим количеством детей.

Окружающие часто считают насильников прекрасными людьми. Большинство мужчин-насильников стараются производить приятное впечатление в своем окружении, и существует огромный разрыв между их публичным имиджем и тем, как они обращаются с женщинами и детьми в личной жизни.

Мужчина-насильник может быть:

в ярости дома, но спокойным и улыбающимся на людях;

эгоистичным и сфокусированным только на себе, но щедрым и проявляющим поддержку на людях;

доминирующим дома, но готовым к переговорам и компромиссам на людях;

крайне негативно относиться к женщинам, но на словах громко рассуждать о равенстве;

совершать насилие против партнера или детей, но избегать насилия и быть миролюбивым на людях;

чувствовать себя избранным дома, но критиковать других мужчин, которые не уважают женщин или подвергают их насилию.

Мужчин-насильников привлекает власть и контроль, и частично они получают их, когда создают хороший публичный имидж. Очарование мужчины-насильника мешает членам его семьи обратиться за поддержкой и помощью, потому что они чувствуют, что другие люди не поверят им или обвинят их во лжи. Если даже его друзья услышат, что он проявлял насилие, то его имидж позволит ему легко оправдаться в их глазах. Сторонний наблюдатель подумает: «Он такой хороший парень, он просто не похож на насильника. Наверное, они действительно довели его».

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;

позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;

обвинение в травмах самого ребенка;

неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;

рассказы о том, как их наказывали в детстве;

признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.п.);

перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.

7. БЛИЖАЙШИЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕНЕСЕННОГО НАСИЛИЯ

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся: физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом.

Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для общества и для жертвы.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии дети изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

У переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группировке, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация.

Насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство.

Жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или, где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию».

К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой, чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Ребенок, пострадавший от сексуального насилия, может длительное время находиться в состоянии посттравматического стресса (ПТС), особенно, если он не проходил восстановительного лечения или сеансов психотерапии.

Одним из последствий любого вида насилия является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывает чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Итак, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) приводят к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится именно ребенок. К тому же, модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению к детям.

8.ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Профилактическая работа по предупреждению насилия и жестокости в семье сложна и требует высокого профессионализма.

Профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленный на сохранение и укрепление психологического здоровья детей путем повышения общего уровня психологической культуры родителей и формирование социальных установок неприемлемости насильственных форм воспитания детей в семье.

По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население, в том числе на родителей с целью предупреждения насилия в семье. Задачей этого уровня профилактики является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения родителей, воспитание гармоничной личности.

В рамках первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми. Эффективными формами этой работы являются:

систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;

проведение бесед и лекций для населения;

организация различных благотворительных акций и других общественно-значимых мероприятий;

выпуск и распространение методических брошюр, информационных листов;

организация выездных консультативных пунктов (консультации специалистов);

проведение обучающих семинаров, совещаний для специалистов различных служб;

открытие «горячих линий» для оперативного оказания помощи при личном обращении жертвы насилия (телефон доверия);

усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в общеобразовательных учреждениях;

формирование безопасной образовательной среды, в том числе для педагогов, испытавших ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров в отношении учащихся;

информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;

активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способных изменить систему сложившихся взаимоотношений в триаде «педагог-родитель-ребенок»;

обучение будущих родителей методам ненасильственной коммуникации;

формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения латентного домашнего насилия;

обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений в будущей собственной семье;

создание на базах психологических Центров «Родительских клубов», деятельность которых направлена на помощь родителям в воспитании ответственных и самостоятельных детей, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, без использования неподходящих наказаний и жестоких мер воздействия.

Средства массовой информации (СМИ) являются одним из наиболее результативных способов распространения нужных сведений, знаний, помогают закреплению стереотипов и норм поведения. Шансы на широчайшее распространение информации дает так называемая онлайновая журналистика - размещение материалов прямо в сети Интернета.

СМИ могут:

предупредить родителей и самих детей о ситуациях, провоцирующих насилие, о его формах и признаках;

научить детей избежать опасности или вовремя обратиться за помощью;

привлечь общественное внимание к острой проблеме или явлению,

мобилизовать общественное мнение и подтолкнуть государственные органы в тех случаях, когда они не слишком торопятся на помощь;

обеспечить материальную или финансовую поддержку, привлечь добровольцев или международные организации;

дать шанс вести прямой диалог с нужными людьми или организациями через компьютерные информационные сети.

Значительный вклад в профилактику насилия и жестокости в семье вносят  учреждения образования.

В ОУ целесообразно проведение следующих профилактических мероприятий:

общешкольные родительские собрания с выступлением специалистов различных служб;

классные часы «Уроки нравственности»;

консультирование психологами родителей и других заинтересованных лиц по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях;

проведение правовых игр с участием специалистов КДН и др.;

проведение тренинговых занятий с учащимися и родителями, направленных на отработку вопросов взаимоотношений и способов разрешения конфликтов в семьях;

организация лагерных смен в период зимних и летних каникул для детей из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

В рамках работы лагеря целесообразно проведение встреч со специалистами здравоохранения и правоохранительных органов, психологами, активистами женских движений, людьми с интересными судьбами.

При работе с дошкольниками и младшими школьниками в рамках первичной профилактики следует использовать игровые формы обучения навыкам самовыражения, проводить специальные игры, направленные на повышение уровня самооценки, обучению навыкам бесконфликтной коммуникации и др.

Для учащихся среднего звена остается актуальным самовыражение, самооценка, толерантность. Однако, в этом возрасте необходимо осознание границ собственного «Я». Занятия могут проводиться с этой возрастной категорией в форме классных часов, бесед, тренингов, обсуждений.

Для старших школьников необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные отношения в семье. Это могут быть лекции, дискуссии, тренинги, которые целесообразно включать в предметные курсы.

Вторичная профилактика означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находится в ситуации повышенного риска этого.

Вторичный уровень направлен на конкретных детей, подростков и их родителей. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три группы:

Выявление детей, испытывающих жестокое обращение. Индикаторами жестокого обращения являются:

агрессивность или, наоборот, подавленность;

безнадзорность;

ухудшение успеваемости;

ухудшение здоровья;

физические признаки (ссадины, кровоподтеки и др.);

информация из других источников (родители, одноклассники, соседи и пр.).

Работа с родителями через индивидуальные беседы, проведение классных собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому. Основными исполнителями здесь выступают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, педагоги, социальные работники и др.

Работа с детьми – привлечение их к общественной жизни, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребенка.

Работа на этом уровне предусматривает также информирование о специализированных учреждениях, где может быть оказана реабилитационная помощь. В связи с этим необходимо, чтобы в любом городе было учреждение, владеющее полной информацией об организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, психологическую, социальную помощь жертвам семейного насилия. Жертвы насилия должны знать, куда можно обратиться в первую очередь. Необходимо, чтобы информация о таких учреждениях входила во все информационные городские и областные справочники. Особенно эта информация необходима для детей. В каждом образовательном учреждении и в местах проведения досуга детей и подростков эта информация должна быть размещена в доступном месте.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение повторения насилия в будущем. Этот уровень требует выделения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Действенную помощь пострадавшим могут оказать: Республиканский центр психологической помощи, (г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3, телефон: +375 17 300 1006; e-mail: rcpp@bspu.by); государственные учреждения образования: «Гродненский областной социально-педагогический центр» (г. Гродно, ул. М.Горького, д. 79, телефон:  8-0152-55-70-30, e-mailgroblspc@gmail.com); «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно  (г. Гродно, пр-т Купалы Янки, д. 55).

Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов по социальной работе, специалистов правоохранительных органов и др. В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций.

Комплексный подход к проблеме профилактики насилия

Профилактическая работа должна представлять собой ряд целенаправленных комплексных мероприятий, проводимых систематически и использующих как традиционные, так и новые технологии.

Комплексный подход к проблеме профилактики насилия предполагает создание комплексной программы для взрослых и детей и включает в себя:

- обучение специалистов формам и методам проведения профилактической работы;

- программу для взрослых (родителей, педагогов и др.);

- программу для детей.

Все эти компоненты направлены на удовлетворение разных потребностей и в то же время составляют единое целое.

Для родителей и учителей (а также персонала школы), которые являются внутренним кругом поддержки ребенка, очень важно быть осведомленным относительно насилия по отношению к детям и его предотвращения. Незнание этой проблемы со стороны взрослых и педагогов, неумение распознать, неумение вовремя помочь ребенку могут привести к тяжелым последствиям.

Обучение родителей и персонала школы (в том числе администрации, педагогов и других работников учебного заведения) включает в себя следующие блоки:

информация об определении жестокого обращения с детьми (физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка и др.);

индикаторы распознавания возможных фактов насилия, связанных с учебой, деятельностью, привычками и поведением ребенка;

статистика о фактах насилия над детьми в том районе, где проводится обучение;

создание эффективной системы поддержки для детей;

выработка навыков и обеспечение ресурсами взрослых, которые могли бы предоставить помощь детям;

проведение учебного курса для взрослых о важности ощущения детьми своей силы во многих сферах их жизни;

обеспечение надлежащего информирования по поводу законов, которые касаются насилия по отношению к детям.

При работе с детьми внимание следует акцентировать на вопросе: что значит быть в безопасности, быть сильным и свободным.

Работа с детьми направлена на:

- формирование умения распознавать насилие и обучение способам реагирования в ситуации насилия;

- повышение уровня самооценки;

- формирование позитивного самоотношения;

- развитие умения устанавливать и поддерживать бесконфликтные отношения.

Приемы работы с детьми отличаются от работы со взрослыми своей практической направленностью (ролевые игры, тренинговые занятия). Это дает возможность ребенку моделировать свое поведение при столкновении с жестокостью и насилием и противостоять ему.

Моделирование игровых ситуаций включает в себя ролевые игры на:

предотвращение любого вида насилия;

обращение за помощью к взрослому, которому ребенок доверяет.

Детям необходимо знать, что власть взрослых не должна быть безграничной, что бывают случаи, когда они имеют право сказать «Нет» взрослому, который старается сделать им больно, взволновать или напугать их.

Обучение детей информации и навыкам по предотвращению насилия не возлагает на них обязанности бороться с насилием. Оно учит стратегиям противостояния жестокому обращению и разрешает им говорить о жестоком обращении, если оно имело место. Многие дети, включая подростков 15–16 лет, могли бы избежать насилия, если бы владели необходимыми навыками самозащиты.

Домашнее насилие часто носит скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагают все усилия, чтобы не «вынести сор из избы», либо из-за чувства стыда, либо из-за страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов, требующая высокого уровня квалификации.

9.ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ

ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Основными задачами руководителей и специалистов органов и учреждений системы профилактики в случаях выявления фактов насилия и жестокого обращения с детьми являются:

проведение профилактических мероприятий по предупреждению жестокого обращения с детьми;

внимательное отношение к внешним признакам проявления жестокого обращения с детьми;

оперативное информирование правоохранительных органов о выявленных случаях жестокого обращения с детьми;

проведение работы по реабилитации жертв насилия.

Действия сотрудников медицинских учреждений

Провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте.

При необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости.

Направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком.

Руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ

В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми.

Статья 145. Доведение до самоубийства.

1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака¬зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободына срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.

2.То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль¬ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения... совершенное в от¬ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии наказывается ли¬шением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154. Истязание. Истязание, совершенное в отношении ...несовершеннолетнего ...наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.

1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо по специальному поручению... наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот

же срок.

Статья 166. Изнасилование.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со¬вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом - наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста ...несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо...употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро¬дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго-товлением материалов или предметов порнографического характера - наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, - наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ... совершенное в отношении... несовершеннолетнего...наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ "О правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);

опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);

нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);

нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Прежде всего отметим, что предусматривается ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КРБоАП). Наказание может быть вынесено в том случае, если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения либо такие преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными названного возраста.

Кроме того, все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо одурманивающих веществ (ст. 17.4 КРБоАП). А за умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные последствия, длившиеся не более шести дней, наказание наступает для лиц старше 14 (ст. 9.1 КРБоАП).

Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает наказание за нанесение ребенку:

умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);

менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК);

легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

Таким образом, в соответствии с нормами нашего законодательства к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над более младшими или слабыми детьми. Однако если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (ст. 150, 155 УК),

степень тяжести любых телесных повреждений определяет только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный ребенок может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой в лесу. Для детей старше 2 лет представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и др. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут отвечать как за убийство, поскольку опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка.

Однако при неоказании помощи потерпевшему ребенку ответственность наступает вне зависимости от результатов (т.е. спасения или гибели) и наличия умысла. В целом уголовная ответственность установлена за бездействие в следующих случаях:

неоказание находящемуся в опасности несовершеннолетнему помощи, которая могла быть предоставлена без вреда для жизни или здоровья помогающего либо других лиц. Например, когда тонет ребенок, а заметивший это и умеющий плавать взрослый проходит мимо; не сообщение в соответствующие учреждения или компетентным лицам о требуемой помощи. Например, ели родители или лица, их заменяющие, не в состоянии сами вылечить тяжело больного ребенка и не обращаются к медицинским работникам.

Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако в уголовном кодексе закреплена ответственность за доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.

Однако в законодательстве разграничивают доведение до самоубийства и склонение к нему. В первом случае обвиняемый осознает, что жестоко обращается или унижает ребенка, но может не предвидеть возможности совершения им суицида. Во втором случае желание совершить самоубийство вызывается сознательно, и под склонением к суициду понимается умышленное возбуждение решимости уйти из жизни, в результате чего потерпевший предпринимается такую попытку, которая может закончиться его гибелью.

Заметим также, что в последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы. Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно если от насильника пострадал ребенок, что обусловлено физической слабостью детей, незнанием ими приемов защиты, а также сравнительно быстрой потерей возможности к сопротивлению. К самым тяжким преступлениям в этой сфере относится изнасилование – половое сношение вопреки воле потерпевшей. Оно может совершаться, во-первых, с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, во-вторых, с использованием беспомощного состояния потерпевшей и/или психического давления в виде угроз, оскорблений и т.д. (ст. 166 УК). Кроме того, изнасилованием будет считаться и половое сношение без применения насилия с лицом моложе 18 лет, если в силу своего возраста, отставания в умственном развитии, болезненного либо бессознательного состояния, вызванного, например, алкоголем или наркотиками и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не понимала характера совершаемых с нею действий. Уточним, что ст. 166 УК квалифицирует преступления в отношении лиц женского пола, а насильственные действия сексуального характера над мужчинами квалифицируются по статье 167 УК.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. К сожалению, такой вид сексуального насилия практически с одинаковой частотой встречается и в дисфункциональных, и в “нормальных” семьях.

При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК).

Установлена в законодательстве и ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч. 1 ст. 169 УК), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.

В отдельную главу УК РБ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления (поскольку детям при привлечении к ответственности назначается более мягкое наказание) или иное антиобщественное поведение (ст. 172 и 173), а также злоупотребление правами опекуна или попечителя. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в т.ч.: а) прямое склонение ребенка к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др. б) использование его неведения и доверчивости; в) принуждения, применение насилия или угрозы. В понятие антиобщественного поведения входит систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ; проституция; бродяжничество; попрошайничество; изготовление предметов порнографического характера. Возможно соединение бродяжничества с попрошайничеством – выведение детей на улицу в плохой одежде для создания видимости крайне бедственного положения.

Попустительство в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетних не влечет уголовной ответственности родителей, а вызывает привлечение законных представителей к административной ответственности.

Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК.

На педагогов, работников социальных, медиков, представителей правоохранительных органов и др. может возлагаться общая и специальная дисциплинарная ответственность. Смысл и значение этих видов ответственности состоит в применении более строгих дисциплинарных взысканий к нарушителям за проступки как непосредственно связанные с работой, так и не связанные с ней. Педагог, например, несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение устава  учреждения образования; применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над учащимся; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за действия дискредитирующие звание педагога (жестокое обращение с собственными детьми и т.д.).

В целом, можно утверждать, что нормативная база для защиты прав и интересов детей в Беларуси создана. Сложность заключается в том, что государство не всегда обеспечивает соблюдение существующих норм, в т.ч., защиту несовершеннолетних от жестокого обращения. В создавшейся ситуации необходимо воздействие на общественное сознание с целью формирования негативного отношения к любому виду насилия, организация профилактической работы по преодолению этого явления и оказание действенной помощи пострадавшим.

11.МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Для успешного решения социальных проблем детей-жертв семейного насилия, необходима особая система взаимодействия структур и ведомств по вопросам профилактики асоциальных явлений и реабилитационной помощи семьям.

Органы опеки и попечительства (информационный обмен; обследование социальной обстановки и ближайшего окружения семьи; реализация плана сов­местной работы с семьями детей; оформление документов для решения вопросов защиты жилищных, имущественных и личных прав ребенка).

Учреждения здравоохранения (получение необходимой информации от участковой педиатрической службы по обслуживанию населения; проработка вопросов оформления медицинской документации, госпитализации, необходимой медицинской помощи; проведение ежегодных медицинских профилактических осмотров; организация оздоровления в учреждениях санаторного типа).

Органы внутренних дел (совместное участие в процессе обследования жилищно-бытовых условий; разработка индивидуального комплексного плана мероприятий, направленных на решение проблем; предоставление информации для банка данных; проведение совместных рейдов по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите, семей группы риска, не обеспечивающих должного ухода и воспитания детей).

Органы прокуратуры и суда (лишение и ограничение родителей в правах; возбуждение уголовных дел; восстановление прав на жилье).

Общественные организации (работа в форме прямого контакта в случае, когда вмешательства этих организаций требует ситуация, в которой оказался несовершеннолетний и его семья).

Средства массовой информации (выступление на радио и телевидении, публикации в прессе; организация пресс-конференций, «круглых столов», встреч с журналистами).

Итак, взаимодействие между государственными учреждениями, правоохранительными органами, органами здравоохранения и другими организациями имеет особое значение. При этом важно, чтобы все эти структуры работали в тесном контакте, а пострадавшие от насилия могли получить всестороннюю поддержку и своевременную квалифицированную помощь.

12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема жестокого обращения с детьми, насилия в семье на сегодняшний день остается одной из самых актуальных. В то же время, часто наблюдается упрощенное понимание данного феномена, как физического или сексуального насилия, связанного с нанесением ущерба здоровью; отсутствует должный статистический учет; не проводятся научные исследования на национальном уровне; недостаточны профилактические меры в борьбе с этим явлением и практические меры по оказанию помощи пострадавшим.

Пришло время вывести обсуждение проблемы внутрисемейной жестокости на федеральный уровень. Необходима переориентация на новые общественные структуры и организации, в числе которых значимое место должно принадлежать государству, политическим партиям и научным центрам. Целесообразно создать национальное объединение по проблемам семейного насилия, которое своими действиями окажет влияние на федеральную политику в данной области и добьётся выделения необходимых денежных средств. Оно также будет способствовать общественному осознанию серьезности проблемы через рекламную кампанию в прессе, телевизионные ток-шоу и фильмы на данную тему.

Насилие в семье – огромная социальная и социально-психологическая проблема. Именно в семье зарождается культура насилия, семья – это колыбель насилия. Модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению к детям. Безопасность в семье - основа безопасности в обществе.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. Разрешить проблему насилия в семье, жестокого обращения с несовершеннолетними можно только при совместной работе всех заинтересованных организаций.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.